Модели олигополии: признаки, виды, примеры

В природе существуют рынки, на которых можно обнаружить относительно небольшое число продавцов, причем изменение их количества практически не происходит ввиду предельно ограниченного входа на данный рынок новых организаций. Всё это – характерные черты олигополии – особой рыночной структуры с характеристиками, присущими только ей. Так, помимо малого числа компаний, здесь всегда отмечается их всеобщая взаимозависимость, которая выражается в принятии во внимание любой реакции со стороны конкурента на своё поведение и свои действия.

Крупнейшие олигополии, которые можно обнаружить, например, в строительной или автомобильной сферах, редко включают более 8-10 компаний. Обычно это настоящие гранды своей индустрии, которые неохотно принимают к себе новых членов. К тому же вход в олигополию любого нового участника будет ограничен, в первую очередь, масштабом организации. С другой стороны, все крупные корпорации уже являются составными частями определенных олигополий, а своеобразный «пропуск» на рынок молодой фирмы может быть получен, разве что некой патентной монополией или обладанием революционной инновационной технологией.

Олигополия

Модели олигополии

Все существующие модели олигополии специалисты классифицируют на кооперированные и некооперированные. В первую категорию входят модели, так или иначе связанные с тайным или явным сговором присутствующих на рынке компаний. Этот сговор выражается в негласном или гласном соглашении о разделении рынка, особенностях ценообразования, методах ограничения конкуренции и т.д. Нередки случаи, когда такие фирмы объединяются в картели, по сути, создающие условия почти чистой монополии. В некооперированных моделях олигополии каждая компания действует обособленно, но обязательно с оценкой возможной реакции конкурентов. Также различают модели:

  • количественные (компании договариваются об объемах выпуска продукции)
  • ценовые (компании договариваются исключительно о ценах)

Олигополия примеры

Отличным примером олигополии может выступить рынок производителей самолетов, где присутствует две крупнейших компании Boeing и Airbus (в данном случае можно говорить о факте дуополии). В России олигополией можно назвать рынок сотовых операторов и рынок нефтепродуктов, на каждом из которых можно насчитать не более десятка крупных игроков.

Олигополия примеры

Ценообразование в условиях олигополии

Поскольку олигополия характеризуется небольшим числом участников, а признаки олигополии чаще всего подразумевают некое соглашение по поводу ценообразования, то любые изменения стоимости товаров на таких рынках всегда происходят с ведома всех его участников. При этом они могут договориться как о снижении уровня цен, так и о повышении. Идеальной формой такого сотрудничества можно считать чистую олигополию. К чистой олигополии относят рынок, на котором производители выпускают однородные продукты, устанавливая на свои товары единые цены. Примером такой отрасли может стать рынок товаров для химической промышленности.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>