Представьте, что в супермаркете, огибая стоячие стеллажи с молочными товарами, вы натыкаетесь на небольшую платформу с бутылками вина. Одна из них падает и разбивается. Реакция охраны понятна. Но вы спокойно дожидаетесь прихода администратора и, вместо оправданий, предъявляете претензии к магазину, а вернее, к мерчендайзеру. И будете правы.
Это труднопроизносимое слово включает в себя не просто раскладку товара, а искусство продавать. Составная часть маркетинга – мерчендайзинг как средство стимулирования продаж, определяет методы, способы и подходы реализации товара в торговой точке любого масштаба, кроме электронной, оптовой или оказывающей услуги.
Стимулирование продаж
В специалистах по мерчендайзингу особо нуждаются крупные предприятия розничной торговли. Если бы их товары находились за прилавками, понадобилось бы немыслимое количество квалифицированных продавцов. Многие товары могли, как картины в запасниках музея, остаться невостребованными, миновав взгляд покупателя. Применять искусство продаж можно в условиях, когда магазин:
- каждодневно полноценно насыщается необходимым ассортиментом товаров
- оснащен всем необходимым по направлению торговли оборудованием, позволяющим длительное время свободно обходить стеллажи, не требуя внимания продавцов
- создает на обширных площадках небольшие торговые точки с дорогим и качественным товаром
- привлекает своеобразием, эстетикой, разумностью выкладки, понятной покупателю
Маркетинг является важным аспектом стратегии мерчандайзинга. В рамках процесса, мерчендайзер уделяет внимание продуктам, выставленным на продажу, их качеству, цене, участвует в рекламных проектах. К инструментам мерчендайзинга относятся: определение лучшего места для той или иной категории товара, размещение (выкладка) на стеллажах, определение «золотой полки» на уровне глаз покупателя, демонстрация товара на дисплеях, в т.ч. оконных.
Визуальный мерчендайзинг
Визуальный мерчендайзинг – это деятельность по разработке поэтажных планов и трехмерных дисплеев для максимизации продаж. Цель – привлечение и мотивация покупателя. Визуальное искусство продаж кроме дисплеев использует цвет, освещение, пространство, информацию, сенсорные составляющие и т.п., поскольку до 70% клиентов принимают решения на месте. Существует 6 золотых правил визуального мерчандайзинга:
- товар должен выделяться на окружающем фоне
- то, что нужно продать, раскладывается на уровне глаз
- создавать эффект разнообразия
- грамотная групповая выкладка товара
- профильность для небольших магазинов
- не злоупотреблять обилием вспомогательных материалов (POS-элементов)
Преимущества совмещенного мерчендайзинга
Совмещенный мерчендайзинг означает постоянное присутствие специалиста в магазине, вместо вызова на консультации и первичного планирования. Таким образом, кроме выкладки товара, он контролирует наличие и пополнение продуктов, имеет возможность впрямую повлиять на покупателя в час пик, мониторит покупательский спрос и предпочтения, проверяет правильность размещения и курирует некоторые вопросы товароведения.