Форфейтинг

Форфетирование или форфейтинг – это разновидность коммерческого кредита, при которой форфейтер покупает обязательство покупателя товара по уплате долга продавцу без права регресса, т.е. все риски несет исключительно кредитор. Данный механизм используется в основном при совершении международных торговых сделок. Операция оформляется посредством векселя. Как правило, продавец переуступает право взыскания долга финансовому учреждению (банку).

Схема форфейфинга

При совершении торговой сделки, покупатель товара заключает с банком договор, согласно которому кредитное учреждение принимает на себя обязательство выкупить долг. Обязательство переходит на форфейтера в момент предоставления заемщиком требуемых по договору документов. Конкретный перечень документов устанавливается кредитным учреждением, но общие требования к нему следующие:

  • подтверждение наличия долга по сделке купли-продажи;
  • подтверждение совершения сделки купли-продажи услуг или товаров.

Также форфейтинг предполагает оформление векселя, удостоверяющего переуступку прав.

Форфейтинг в международной торговле

Преимущества и недостатки форфейтинга в России

Форфейтинговые операции приобрели высокую популярность сравнительно недавно, благодаря относительной простоте оформления. Они пользуются спросом также потому, что освобождают экспортно-импортные сделки от рисков неуплаты.

К иным преимуществам можно отнести:

  • простоту реализации банком купленных долговых обязательств на вторичном рынке;
  • применение фиксированной ставки.

Среди недостатков механизма можно выделить:

  • высокий риск для банка, вследствие отсутствия возможности регресса (сделка заключается без права перехода риска на любого предыдущего держателя, включая продавца);
  • отсутствие права погашения долга раньше оговоренного срока;
  • высокие издержки продавца.

Отличие форфейтинга от факторинга и лизинга

Если сравнить эти три формы международного кредитования, то можно сказать, что международный форфейтинг менее популярен, чем лизинг, хотя много проще в оформлении, и более востребован крупным бизнесом в долгосрочных сделках, чем факторинг. Кроме того, кредитные деньги при совершении факторинговых операций стоят дороже, и за банком остается право регресса на продавца товара или услуги. Тем не менее, малый и средний бизнес прибегают именно к данному виду кредитования, поскольку он более доступен для небольших предприятий.

На сегодняшний день процент форфейтинговых сделок в России в общем объеме весьма невелик. Существенную роль в этом играет несовершенство законодательства и, как следствие, длительное оформление. Если в США или Западной Европе заемщику понадобится всего день-другой, то в условиях РФ процедура может значительно затянуться.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>