Эффект Гиффена – парадоксальный спрос

Из курса макроэкономики или из житейского опыта большинство людей знают, что чем выше цена на товар, тем ниже спрос, и наоборот. Спрос бывает эластичным и неэластичным – для отдельных товаров (как правило, это товары первой необходимости), данная зависимость несколько нарушается, поскольку повышение цены на них практически не сказывается на спросе, но вынуждает население экономить на других товарах, от которых оно может отказаться.

Иногда, когда наблюдается совпадение определенных социальных и экономических явлений, товары неэластичного спроса ведут себя как товары Гиффена: повышение цены влечет не снижение объема закупок населением таких продуктов, но вызывает обратную реакцию – повышение спроса.

Данное явление получило название эффект Гиффена, и оно отражает не столько экономическое поведение, сколько особенности поведения человеческих масс (особенно в ситуации нестабильности).

Эффект Гиффена в экономике

Товарами Гиффена бывают недорогие товары массового потребления, которые трудно заменить равнозначным товаром, и которые занимают значительное место в потребительской корзине. В Китае, например, к таким товарам относятся рис и макароны, а в России – чай, хлеб, соль, водка, табачная продукция и другие. Впрочем, это не значит, что любое повышение цен на эти товары вызовет эффект Гиффена – заранее предсказать реакцию масс невозможно.
Тем не менее, динамика спроса при росте цен, свидетельствует, что зачастую этот эффект срабатывает. Цены растут – это вызывает предположение, что они будут продолжать расти, а это обуславливает стремление населения делать запасы. Процесс же запасания товаров напрямую отражается на кривой спроса, которая резко взлетает вверх.

Эффект Гиффена, график которого характеризуется положительным наклоном кривой спроса, напоминает другие ситуации, в которых наблюдается парадоксальное поведение спроса на товар с растущей ценой.

Например, растущий спрос при повышенной цене характерен для предметов роскоши, которые по определению не могут вести себя как товары Гиффена. В данном случае рост спроса бывает обусловлен тем соображением, что дорогой товар отличается повышенным качеством, а более дешевый может оказаться низкопробной подделкой.

Эффект Гиффена

Эффект Гиффена: примеры

Эффект Гиффена наблюдается, когда массы ощущают нестабильность или подвергаются манипуляциям (угроза экономического кризиса, смена политического курса, слухи о неурожае и др.).

Классические примеры:

  • «картофельный кризис» в Ирландии в 1845-1849 гг. – неурожай привел к росту цен на картофель и повышенному спросу на этот продукт, занимавший в корзине потребления ирландцев львиную долю;
  • спрос на соль и спички в России в периоды социальных потрясений – запасы этих товаров, накопленные в период массовой истерии, могут потом расходоваться годами;
  • ажиотажный спрос на гречиху в России и Украине в 2010 г. (удачная манипуляция массовым сознанием, позволившая экспортерам получить сверхприбыли).

Понятие «товар Гиффена» неоднозначно воспринимается экономистами, поскольку выявленные зависимости отражают целую совокупность социопсихологических факторов, что усложняет изучение данного явления «при прочих равных условиях» (поскольку соблюсти это требование, отделив экономическую, социальную и психологическую составляющую, невозможно).

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>