Алюминий Д16

Алюминиевый сплав марки Д16 больше известен как дюраль или дюралюминий. Такое название носят все сплавы, в которых к алюминию добавлены медь и магний. Результатом такого смешения становится получение уникального по своим физическим свойствам материала, который используется в самых ответственных конструкциях. К примеру, алюминий Д16 идет на производство автомобильных кузовов, из него делают силовые элементы конструкций самолетов, а также трубы, которые могут работать при температуре минус 230оС.
Алюминий Д16
Самолетная и космическая промышленности активно применяют сплав марки Д16, поскольку в нем сочетается прочность и легкость. При этом для достижения большей твёрдости и прочности сплав Д16 подвергается закалке или старению, после чего в его маркировку добавляется буква Т – Д16Т.

Алюминий Д16: химсостав и механические свойства

Дюраль алюминий имеет следующий химический состав (по ГОСТ 4784-97):

  • Al – 90,8-94,7%
  • Cu – 3,8-4,9%
  • Mg – 1,2-1,8%
  • Mn – 0,3-0,9%
  • Fe – не больше 0,5%
  • Si – не больше 0,5%
  • Zn – не больше 0,3%
  • Ni – не больше 0,1%
  • Ti – не больше 0,1%

При твердости сплава в HB 10-1=42 МПа, алюминий д16т имеет крайне небольшой удельный вес – 2800 кг/м3. Механические свойства данного сплава представлены ниже:
Алюминий Д16
Алюминий Д16
Несмотря на наличие такой характеристики, как термоупрочняемый сплав, его не подвергают сварке. Куда более оптимальным решением становится использование заклепок и прочих креплений. При этом алюминий Д16 сам отлично подходит для изготовления заклёпок, обладающих антикоррозионным покрытием. Для снижения к коррозии дюралюминий плакируется лаком или слоем 2-4-процентного технического алюминия (марка Д15ТА).

Применение дюраль алюминия

Дюраль алюминий выпускается в виде плит, прутков, листов и уголков, причем сплав редко поставляется на предприятия в чистом виде. Чаще всего он идёт с плакировкой, в закаленном, в искусственно либо естественно состаренном виде. Из конструкционного термоупроченного сплава Д16Т изготавливают самые разные детали конструкций в авиатехнике: каркасы, элементы обшивки, лонжероны, тяги, шпангоуты и т.п. Соединение разных элементов выполняется с использованием заклепок, также выполненных из алюминиевого сплава Д16Т. Для таких креплений характерна очень высокая прочность на срез.

Согласно ГОСТу, прошедший обработку сплав должен выдерживать температурные условия в 120-230°C. Это обстоятельство позволяет применять дюраль в автомобильной промышленности не только при производстве кузовов, но и всевозможных труб.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>