Алюминиевый сплав марки Д16 больше известен как дюраль или дюралюминий. Такое название носят все сплавы, в которых к алюминию добавлены медь и магний. Результатом такого смешения становится получение уникального по своим физическим свойствам материала, который используется в самых ответственных конструкциях. К примеру, алюминий Д16 идет на производство автомобильных кузовов, из него делают силовые элементы конструкций самолетов, а также трубы, которые могут работать при температуре минус 230оС.
Самолетная и космическая промышленности активно применяют сплав марки Д16, поскольку в нем сочетается прочность и легкость. При этом для достижения большей твёрдости и прочности сплав Д16 подвергается закалке или старению, после чего в его маркировку добавляется буква Т – Д16Т.
Алюминий Д16: химсостав и механические свойства
Дюраль алюминий имеет следующий химический состав (по ГОСТ 4784-97):
- Al – 90,8-94,7%
- Cu – 3,8-4,9%
- Mg – 1,2-1,8%
- Mn – 0,3-0,9%
- Fe – не больше 0,5%
- Si – не больше 0,5%
- Zn – не больше 0,3%
- Ni – не больше 0,1%
- Ti – не больше 0,1%
При твердости сплава в HB 10-1=42 МПа, алюминий д16т имеет крайне небольшой удельный вес – 2800 кг/м3. Механические свойства данного сплава представлены ниже:
Несмотря на наличие такой характеристики, как термоупрочняемый сплав, его не подвергают сварке. Куда более оптимальным решением становится использование заклепок и прочих креплений. При этом алюминий Д16 сам отлично подходит для изготовления заклёпок, обладающих антикоррозионным покрытием. Для снижения к коррозии дюралюминий плакируется лаком или слоем 2-4-процентного технического алюминия (марка Д15ТА).
Применение дюраль алюминия
Дюраль алюминий выпускается в виде плит, прутков, листов и уголков, причем сплав редко поставляется на предприятия в чистом виде. Чаще всего он идёт с плакировкой, в закаленном, в искусственно либо естественно состаренном виде. Из конструкционного термоупроченного сплава Д16Т изготавливают самые разные детали конструкций в авиатехнике: каркасы, элементы обшивки, лонжероны, тяги, шпангоуты и т.п. Соединение разных элементов выполняется с использованием заклепок, также выполненных из алюминиевого сплава Д16Т. Для таких креплений характерна очень высокая прочность на срез.
Согласно ГОСТу, прошедший обработку сплав должен выдерживать температурные условия в 120-230°C. Это обстоятельство позволяет применять дюраль в автомобильной промышленности не только при производстве кузовов, но и всевозможных труб.