Ресертификационный аудит

2015 г. Январь. «Челябинский трубопрокатный завод добровольно прошел ресертификацию (ресертификационный аудит) соответствия системы менеджмента качества требованиям СТО Газпром 9001-2012. Подтверждено трехлетнее право (сертификат) на отгрузку продукции ЧТПЗ ОАО Газпром». Такие сообщения публикуют на официальных сайтах и новостных порталах. Сертификация – это маркетинговый ход и, одновременно, признание заслуг предприятия, основа доверия к его продукции. И об этом стоит говорить громко.

Сертификация и ресертификация

Сертификат – документ, удостоверяющий соответствие продукта требуемым характеристикам, зафиксированным на данный момент в принятых документах страны или на международных площадках. А сертификация – это процедура, предшествующая получению и само получение.
Resertifikacionnyj-audit-1
Ресертификация, по сути, похожа на сертификацию, поскольку также подтверждает (или не подтверждает) соответствие продукции ранее выданному сертификату. После его выдачи прошло несколько лет, сменился персонал, поставщики сырья, технологические операции, ужесточились сами стандарты или приняты иные законы. Поэтому повторная (приставка re- и обозначает повтор) вполне оправдана.

Причины, по которым ресертификационный аудит нужен – различны. Это может быть и желание найти бизнес-партнера за рубежом, и стремление иметь соответствующий имидж, и получение конкурентного преимущества. Ресертификация нужна предприятию как подтверждение, сигнал партнерам и потребителям, что оно и впредь будет выполнять все требования стандарта. Если взять точку отсчета получения сертификата, то возможный путь к ресертификации выглядит так:

  • 2014 г. – получение сертификата на три года
  • 2015 г. – первый наблюдательный аудит для независимого анализа соблюдения требований сертификата
  • 2016 г. – второй наблюдательный аудит спустя два года после сертификации
  • 2017 г. – ресертификационный аудит через три года при потребности организации в продлении действия документа

Ресертификационный аудит: процедура ресертификации

Организации, которые непосредственно проводят аудит, обладают полномочиями в рамках систем, к которым они относятся: национальная (Госстандарт), региональная (их в стране около ста), международная (обычно это ISO).

Если полностью прочитать текст сообщения о ЧТПЗ, то можно узнать, что в процессе ресертификации аудиторы Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» побывали в цехах предприятия, проверили все основные производства, оценили планы по модернизации и развитию завода, провели анализ и экспертизу документации (система менеджмента качества) и т.д.
Ресертификационный аудит
Таким образом, ресертификационный аудит, хотя и был для завода добровольным, потребовал тщательного изучения всех аспектов его деятельности, т.е. соблюдения протокола проведения процедуры. Первоначально организации направляется письмо-напоминание, заполняется анкета, на основе которой разрабатывается коммерческое предложение. Лучше, если эта работа начнется месяца за два до истечения срока действия сертификата. Можно и позднее, но не более чем через 6 месяцев после этой даты. Иначе придется проводить первичную сертификацию.

Далее изучаются: все изменения в перечне продукции или услуг, нормативных требований к новому продукту, замена топ-персонала, клиентская база. Кроме того, оценивается эффективность работы и взаимодействия всех звеньев и т.д. Просматриваются документы наблюдательных аудитов, т.е. за основу анализа берется весь срок действия сертификата.

Результат ресертификации оформляется актом сертифицирующего органа. Прошедшая процедуру организация получает новый сертификат с новым сроком действия, но с прежним номером. Все это вносится в единый реестр РФ и в международный реестр.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>