Конструкционная сталь

Собственно, само название «конструкционная сталь» раскрывает возможности ее применения в различных отраслях производства, где требуются прочные конструкции, детали, механизмы с заданными физическими, химическими, механическими признаками, которые в значительной степени зависят от наличия в ней примесей и присадок.

Качество конструкционного металла определяет присутствие вредных примесей: фосфора (Р) и серы (S), придающих материалу хрупкость и красноломкость. Их наличие позволяет определить его качественные характеристики: обыкновенная с наличием до 0.05 % этих примесей; качественная – до 0.035 %; высококачественная – 0.025 %; особовысококачественная – не более 0.015 %.

Классификация конструкционных сталей

Конструкционная сталь
В основу систематизации стали заложены ее основные характеристики и возможность использования в той или иной отрасли машиностроения или строительных технологиях, а также степень обрабатываемости. Различают стали конструкционные:

  • по химическим составляющим – углеродистые и легированные
  • по возможностям обработки – цементрируемые, улучшаемые
  • по предназначению – пружинные, шарикоподшипниковые

Внутри каждой группы данной классификации происходит дальнейшая градация сталей конструкционных. Наиболее важной для характеристик произведенного металла представляется первая группа.

Стали углеродистые

К этой группе металла относятся:

  • низкоуглеродистые (марки 05кп, 08, 10). Основное их достоинство – высокая пластичность. Применяются для деталей, не испытывающих больших нагрузок, термически не обрабатываются
  • среднеуглеродистые (марки 35,430,45). Обладают большей прочностью, но меньшей пластичностью. Применяются после термического улучшения
  • высокоуглеродистые (марки 60,65,70,75) используются для валков, шпинделей, как рессорно-пружинные после термической обработки. К достоинствам углеродистых сталей следует отнести их технологичность и невысокие цены. Однако, из-за низкой прокаливаемости они не могут обеспечивать требуемых механических качеств при изготовлении деталей с сечением большим, чем 20 мм

Легированные конструкционные стали

Легированные конструкционные стали
Легирование – добавки, присадки – это дополнительное введение в состав металла компонентов, необходимых для придания ему требуемых механических свойств: прочности с высоким уровнем предела текучести стали, сохранением пластичности, вязкости, коррозийной стойкости. В зависимости от преобладающей добавки легированные стали могут быть:

  • хромистые (марки 30Х, 40Х,50Х) для средненагруженных деталей, склонные к хрупкости, нуждающиеся в быстром охлаждении после высокого отпуска. Для вязкости в них добавляется ванадий, а для прокаливаемости – бор
  • хромокремнистые (33ХС) и хромокремниймарганцевые (хромансил) (25ХГСА) – высокопрочные, умеренно вязкие, обладающие отличной свариваемостью. Они применяются в автомобиле- и самолетостроении, используются в крепежных узлах и деталях
  • хромистоникелевые (марки 45 ХН, 30 ХН3А), которых отличает высокая прокаливаемость. Для уменьшения хрупкости в эти стали добавляют молибден или вольфрам, для измельчения структуры зерна – ванадий

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>