Эффект Веблена – показательный спрос как экономическое явление

Спрос на товар обратно пропорционален цене – это правило известно каждому, кто знаком, как минимум, с азами экономической науки. Чем ниже цена – тем в конкурентной среде будет выше спрос, и наоборот. Но существуют ситуации, когда снижение цены может вызвать обратную реакцию – потребитель может усомниться в качестве товара, продаваемого по низким расценкам.

И, напротив, для отдельной группы товаров (как правило, это предметы роскоши) свойственно повышение спроса, обусловленное повышением цены.

Эффект Веблена в экономике

Эффектом Веблена называют нерациональный, показательный спрос, когда предпочтение отдается более дорогим товарам, вне зависимости от их утилитарных качеств. Попасть в группу элитарных товаров такой продукт может, например, исключительно за счет повышения цены. Потребительское поведение по модели эффекта Веблена свойственно достаточно ограниченной группе покупателей, которая, тем не менее, характеризуется высокой покупательской способностью.

Поэтому производители товаров стараются выделить целевую категорию покупателей, характеризующуюся тем либо иным типом потребительского поведения. Так возникают понятия товаров эконом-, экстра-, супер-экстра-класса, класса люкс и др. Как правило, приставки экстра-, супер- и люкс- как раз и подразумевают товары с высокой ценой, потребление которых работает по модели Веблена.

Эффект Веблена: примеры

  • престижные марки авто;
  • произведения современного искусства;
  • марки одежды дорогих брендов;
  • ювелирные изделия.

Эффект Веблена, график которого отражает рост спроса при повышении цены, наблюдается также в фармацевтике, когда, выбирая между двумя абсолютно аналогичными по составу препаратами разных производителей, потребитель отдает предпочтение более дорогому (по принципу «на здоровье не экономят»).

Парадокс Гиффена, эффект Веблена и эффект Сноба – три классических примера спроса, растущего не взирая на рост цены. Во всех трех случаях покупательское поведение обусловлено тонкостями индивидуальной и массовой человеческой психологии. Парадокс Гиффена свойственен недорогим товарам, рост цен на которые служит потребителям своеобразным сигналом, что их нужно запасать.

Эффект сноба и Веблена присущ дорогим товарам и предметам роскоши. Их разница в том, что в первом случае потребитель стремится обладать дорогим и уникальным товаром, поэтому спрос падает по мере его популяризации, а во втором – значение для потребителя имеет только цена.

Эффект Веблена характеризует ситуацию, когда снижение цены на товар приводит к падению спроса, а повышение (порою даже не обусловленное хотя бы символическим преимуществом) – вызывает рост привлекательности товара. Эффект Веблена – одна из разновидностей парадоксального потребления, противоречащего основному закону спроса. Тем не менее, он дает возможность получения прибыли целому сегменту экономики.

Парадокс Веблена: Спрос падает с падением цены

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>