Финансово-промышленные группы

Эти гиганты современной российской экономики появились из мутных волн широкомасштабной приватизации на обломках советского планового хозяйства. Необходимость создания новой системы межотраслевых связей, соответствующих принципам рыночной экономики, возникла уже в 1993 году, когда усилиями молодых реформаторов была полностью разрушена отраслевая структура руководства и управления российской промышленностью.

Большинство приватизированных предприятий производственного цикла в начале 90-х оказались изолированными от привычных поставщиков сырьевых и энергетических ресурсов, а также от услуг финансовых, транспортных и торговых структур. Более того, многие смежные производства перешли в руки разных владельцев. Кризис неплатежеспособности хозяйственных субъектов, низкая инвестиционная активность и, как следствие, отсутствие оборотных средств на поддержание и развитие производства заставили новых хозяев искать такие же новые формы организационного взаимодействия друг с другом.

Естественным образом возникла необходимость договариваться и объединяться, взяв за основу пример транснациональных западных корпораций и опыт советских НПО. Появление первых финансово-промышленных групп (ФПГ) постфактум зафиксировал федеральный закон от 30.11.1995 № 190-ФЗ, утративший силу шесть лет назад.

Формулировки закона вполне соответствовали требованиям того времени и мировым нормам правового урегулирования групповых экономических интересов. Закон определял порядок технологической интеграции предприятий, ставил задачи повышения конкурентных потребительских качеств продукции ФПГ и предполагал своей целью всемерное расширение рынков сбыта российских товаров и услуг, иначе говоря, новый технологический прорыв.

Данное законом благозвучное определение ФПГ в конечном итоге оказалось очень далеким от его реального воплощения. Интеграция – да, была, но только далеко не добровольная и договорная. Причем в первую очередь в состав ФПГ по вполне понятным причинам интегрировались биржевые, кредитные и ресурсные предприятия и организации, а лишь потом необходимая производственная мелочевка. Расширение рынков сбыта – тоже да, правда, эти рынки, как правило, оказывались далеко за границами России. Пока была возможность поучать баснословные прибыли от экспорта полуфабрикатов, произведенных на «умирающем» советском оборудовании, ни о каких подвижек в сфере повышения эффективности производства не могло быть и речи. А как в нашей стране решались вопросы повышения конкурентоспособности, т.е. задачи вытеснения соперников с рынков, знают даже дети.

Сошлемся на несовершенство российского законодательства времен больших реформ и посмотрим, как трансформировались финансово-промышленные группы в наши дни. Следует сразу признать, что большинство современных ФПГ вполне сформированы, структурированы и интегрированы в политико-экономическую систему страны по лучшим западным образцам. Некоторые из них, например, ООО «Газпром» уже стали полноправными институтами государства, другие по мере сил стараются сотрудничать с верховной властью.

Финансово-промышленные группы в России

Приблизительную организацию ФПГ в России можно представить на примере империи «Базовый элемент», созданной в 2001 году для управления активами ее бенефициарного владельца Олега Дерипаски. В состав группы уже в 2005 году входили отраслевые холдинги: энергетический (Русский алюминий, Евросибэнерго); машиностроительный (группа «ГАЗ», авиационный завод «Авиакор»); ресурсный (ГОК и ЦБК); финансовый (страховая компания «Ингосстрах», банк «Союз»); строительный с суммарной стоимостью активов в $14 млрд. Как видим, все необходимые слагаемые для эффективной работы уже имеются в наличии.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>